Плюсы и минусы ведения бизнеса в сфере солнечной энергетики по модели «продукт-сервис-система»

21 мая 2025

Аккумулятор Trojan T145

Новое исследование, проведённое в Нидерландах, показало, что бизнес-модели, основанные на продуктах и услугах, применяемые в сфере фотоэлектрических систем, способствуют использованию высококачественных фотоэлектрических продуктов и увеличению срока службы систем. Однако их предполагаемая связь с принципами экономики замкнутого цикла оказалась слабой, поскольку клиенты в первую очередь ориентируются на финансовые соображения.

Группа исследователей из Маастрихтского университета в Нидерландах и Бернского университета прикладных наук в Швейцарии изучила, как можно использовать так называемую бизнес-модель «продукт-услуга» (PSS) для управления компаниями, работающими в сфере установки солнечных батарей, и пришла к выводу, что её внедрение будет в большей степени обусловлено финансовыми соображениями, а не экологическими проблемами конечных пользователей.

«Модели PSS теоретически смещают акцент с владения продуктом на производительность фотоэлектрической системы и ценность жизненного цикла», — сказал ведущий автор исследования Роджер Найфенеггер в интервью журналу pv. «Наше исследование показывает, что бизнес-модели солнечной фотоэлектрической энергии, принадлежащие третьим лицам и сообществам, — типичные для систем «продукт-услуга» (PSS) — связывают финансовые стимулы с производительностью фотоэлектрической системы. Это способствует использованию высококачественных фотоэлектрических продуктов и долгосрочному обслуживанию, что делает их подходящими для поддержки принципов экономики замкнутого цикла».

«Однако на практике финансовые мотивы в настоящее время перевешивают мотивы, связанные с экономикой замкнутого цикла, при внедрении PSS», — продолжил Ниффенеггер. «Хотя модели PSS теоретически могут повысить уровень замкнутости, их внедрение в реальном мире в первую очередь обусловлено финансовыми соображениями. Опрошенные поставщики показывают, что финансовые аргументы являются ключевыми, в то время как устойчивость и энергетическая независимость имеют второстепенное значение».

В исследовании «Бизнес-модели системы «продукт-услуга» в фотоэлектрической промышленности — комплексный анализ», опубликованном в Journal of Cleaner Production, исследовательская группа объяснила, что модель PSS состоит из предоставления материальных товаров и нематериальных услуг для удовлетворения потребностей клиентов. Она существенно отличается от традиционных моделей закупок, характеризующихся самостоятельным владением и разовой продажей, поскольку направлена на постоянное удовлетворение потребностей клиентов и повышение их ценности.

Ученые сосредоточили свой анализ на бизнес-моделях в сфере солнечной фотоэлектрической энергетики, принадлежащих третьим сторонам и сообществам, которые, как сообщается, стимулируют оптимизацию размеров, производительности и надежности систем, смещая при этом акцент в бизнесе с краткосрочных улучшений в сфере продаж на долгосрочное управление активами.

Участники опроса были отобраны на основе установленных мощностей фотоэлектрических систем, общего потребления электроэнергии и присутствия на рынке Швейцарии. Для предприятий и государственных и квазигосударственных организаций были использованы разные подходы.

Группа также разработала ix критериев для оценки бизнес-моделей в сфере ВИЭ: Cтруктура затрат, возможности получения дохода, инвестиционные требования, гибкость при развитии недвижимости, распределение компетенций и управление жизненным циклом. Они предназначены для принятия решений о закупках и разработки политики.

«Обе фокус-группы обсуждали одни и те же темы, их модерировал один и тот же ведущий, а за ходом обсуждения наблюдали три исследователя, чтобы обеспечить достоверность данных и методологическую строгость», — подчеркнули учёные. «Организации были выбраны в сотрудничестве с национальной ассоциацией солнечной промышленности Швейцарии Swissolar, которая ведёт обширную базу данных о компаниях, работающих в сфере солнечной энергетики в Швейцарии».

Они связались с 92 организациями, и только 6 из них указали, что не предлагают PSS. 23 организации завершили опрос, что составило 26 % от общего числа.

Анализ показал, что потенциальные клиенты скептически относятся к бизнес-моделям PV PSS в контексте экономики замкнутого цикла и предпочитают традиционные модели продаж.

«Наш опрос показал, что клиенты считают модели PSS сложными и негибкими, — сказал Ниффенеггер. «Традиционные модели воспринимаются как менее сложные с точки зрения юридической структуры и менее ограничивающие в плане развития недвижимости по сравнению с предложениями PSS. Участники фокус-группы выразили скептицизм по отношению к PSS из-за сложности юридической структуры, зависимости от поставщиков и долгосрочных договорных обязательств, хотя они оценили операционные преимущества и отсутствие необходимости вкладывать капитал».

Ученые также пришли к выводу, что их исследование не согласуется с существующей литературой, в которой PSS рассматривается как ключевой фактор, способствующий внедрению принципов экономики замкнутого цикла. «Это также указывает на сохраняющиеся трудности в преодолении разрыва между концептуализацией и практической реализацией бизнес-моделей замкнутого цикла, особенно за пределами первоначальных пилотных проектов и демонстрационных площадок. В этом контексте поддержка со стороны государства может быть крайне важной», — заявили они.