Дефицит аккумуляторов усиливается, поскольку в 2026 году запасы элементов ёмкостью 100 Ач иссякнут

30 октября 2025

Аккумулятор FIAMM 12FGL120

Заказы на малогабаритные аккумуляторы ёмкостью 100 Ач теперь поступают вплоть до начала 2026 года, а цены выросли более чем на 20 %, поскольку спрос превышает предложение, несмотря на агрессивное расширение производства китайскими производителями аккумуляторов.

Китайские производители аккумуляторов наращивают мощности в условиях дефицита малогабаритных элементов, который отражается на мировом рынке накопителей энергии. На онлайн-брифинге 20 октября компания Contemporary Amperex Technology (CATL) сообщила инвесторам, что «активно наращивает глобальные мощности», чтобы удовлетворить растущий спрос. Выручка компании в третьем квартале выросла на 12,9 % по сравнению с прошлым годом и составила 104,19 млрд юаней (14,6 млрд долларов США), а чистая прибыль увеличилась на 41,21 % и достигла 18,55 млрд юаней, что свидетельствует о стабильном спросе.

Тем не менее наиболее остро проблема стоит в сфере стационарных накопителей. Представитель EVE Energy заявил, что «в настоящее время наблюдается дефицит ёмкостей для аккумуляторов — дефицит ёмкостей для высококлассных аккумуляторов был всегда», подтвердив тем самым сообщения о том, что ведущие производители аккумуляторных батарей работают на полную мощность, а производители второго эшелона используют более 80 % мощностей.

Наиболее остро проблема стоит с ячейками на 100 Ач, которые являются основой для бытовых систем. По данным рынка, невыполненные заказы сейчас поступают до февраля 2026 года. Цены выросли с примерно 0,33 юаня за Вт·ч в начале года до более чем 0,40 юаня за Вт·ч, а срочные заказы стоят более 0,45 юаня за Вт·ч. В первой половине года объём поставок небольших аккумуляторных батарей достиг 21,64 ГВт·ч, что на 72,38 % больше, чем в прошлом году. При этом во втором квартале объём поставок впервые превысил 10 ГВт·ч. За этот период в Европе было установлено 12 ГВт·ч аккумуляторных батарей, что на 210 % больше, при этом более 60 % установок приходится на домашние системы.

Производители реагируют на это новым циклом расширения. Со второго квартала CATL, BYD, EVE Energy и Gotion High-Tech объявили о новых проектах. На базе CATL в Лояне был введён в эксплуатацию второй этап строительства завода по производству элементов и аккумуляторов, что позволило увеличить мощность до 30 ГВт·ч при полной загрузке, а третий и четвёртый этапы строительства близятся к завершению. Группа подписала контракт на реализацию «высокопроизводительного» проекта мощностью 80 ГВт·ч в Сямыне и начала работу над созданием экологически чистой производственной базы мощностью 40 ГВт·ч в Дунъине. BYD расширяет производство аккумуляторов в Чжэнчжоу и наращивает мощности по упаковке в Чанше; Gotion реализует проекты мощностью 20 ГВт·ч в Нанкине и Уху.

Тем не менее спрос на продукцию неравномерен. Большая часть новых инвестиций направлена на крупноформатные элементы ёмкостью 300 Ач и выше, которые ценятся в сфере хранения энергии в промышленных масштабах за более низкую стоимость системы и простоту интеграции, а не на элементы ёмкостью 50–100 Ач, которые преобладают в домашних системах. Аналитики называют эту тенденцию «концентрацией на верхнем уровне с масштабируемыми дополнениями» — структурной оптимизацией после более раннего беспорядочного расширения. Признаки дефицита проявились в августе, когда компания China Electrical Equipment Group не смогла провести централизованную закупку аккумуляторных батарей емкостью 7,248 ГВт·ч в упаковках по 50 и 100 Ач, что свидетельствует о несоответствии в сегменте малогабаритных батарей.

Технологические сдвиги усиливают этот тренд. Аккумуляторы емкостью 314 Ач вытеснили аккумуляторы емкостью 280 Ач в сетевых, коммерческих и даже бытовых системах, заняв более 65 % рынка, в то время как аккумуляторы емкостью 500 Ач и выше приближаются к массовому производству. Старые линейки аккумуляторов емкостью 280 Ач «уходят на покой», что негативно сказывается на поставках. Несколько производителей, в том числе Huawei и другие системные интеграторы, внедряют в бытовые системы аккумуляторы большей емкости наряду с более модульными конструкциями «все в одном».

Благоприятная политика, скорее всего, будет способствовать сохранению высокого спроса. С января по август объем тендеров на строительство внутренних хранилищ превысил 210 ГВт·ч, что в 1,5 раза больше, чем в прошлом году. Национальный план действий на 2025–2027 годы предусматривает строительство более 180 ГВт хранилищ нового типа к 2027 году, при этом ожидается, что доминировать будут литий-ионные накопители. На этом фоне руководство CATL заявило, что ограничения по мощности должны «постепенно ослабнуть в течение следующих одного-двух кварталов», добавив, что поставки «не являются самой большой проблемой». Однако участники отрасли ожидают, что структурный дефицит малоформатных ячеек сохранится до первой половины 2026 года, пока предприятия будут заниматься вводом в эксплуатацию и аттестацией.